Орбитальный корабль «Буран».Источник изображения: https://ru.wikipedia.org
Москва. 25 ноября. ИНТЕРФАКС-АВН — Создание в России многоразовых космических кораблей наподобие советского «Бурана» рано или поздно будет возобновлено, считает гендиректор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало.
«Сейчас многоразовая тематика достаточно активно развивается за рубежом, и у нас, кстати говоря, Фонд перспективных исследований (ФПИ) занимается возвращаемыми ступенями. Поэтому рано или поздно, конечно, такой проект (наподобие „Бурана“ — ИФ) состоится. Многоразовые челноки для решения транспортных задач между Землей и орбитой Земли — естественное решение этой задачи», — заявил «Интерфаксу» К.Сыпало.
По его словам, авиационная компонента — то, за что отвечает ЦАГИ и НИЦ «Институт имени Жуковского» — в такого рода системах будет одной из важнейших.
«Технологический базис был готов и продолжает развиваться», — подчеркнул гендиректор ЦАГИ.
Он отметил, что планы по возрождению проекта орбитального корабля «Буран» советской многоразовой транспортной космической системы «традиционно всегда существуют».
«Нужно, прежде всего, попытаться ответить и решить экономические вопросы. Буран оказался неудачным, так же как и, кстати, американская программа Space Shuttle, потому что он просто был существенно дороже, чем вывод одноразовыми носителями», — сказал К.Сыпало.
В настоящее время полеты в космос осуществляются на одноразовых кораблях, однако в США проект возвращаемых ракет пытается реализовать предприниматель Илон Маск. Он возвращает на планету первую ступень ракеты-носителя Falcon 9. Причем, по его проекту, возвращающаяся на Землю первая ступень ракеты-носителя садится вертикально.
В России на средства Фонда перспективных исследований (ФПИ) также разрабатывается проект возвращаемой ступени ракеты. В июне пресс-служба ФПИ сообщила о завершении аванпроекта возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы сверхлегкого класса. Система предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту полезной нагрузки массой до 600 килограммов.
Ранее наибольшее развитие тема возвращаемых летательных аппаратов, способных снова отправляться в космос, получила в США, где много лет существовала программа Space Shuttle («Космический челнок»), в которой использовались многоразовые корабли, схожие по внешнему облику с самолетами, которые так же садились на Землю, как и обычная авиация.
Программа просуществовала 30 лет и была свернута в 2011 году, за это время было совершено 135 полетов. Из пяти «челноков», летавших в космос, два потерпели катастрофу. В 1986 на старте «Челленджера» взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля, в результате чего погибли семь членов экипажа. В 2003 году при возвращении на Землю разрушился шаттл «Колумбия», теплозащитный слой которого оказался поврежденным при старте. Погибли также все семь членов экипажа.
В СССР существовал проект, аналогичный американской программе Space Shuttle, в рамках которого было создано несколько «челноков», один из которых — «Буран» — совершил единственный полет в автоматическом режиме. После развала Советского Союза программа была закрыта.
Российские ученые продолжают работать над темой возвращаемых кораблей. Так, в 2001 году был представлен проект «Байкал». Инженеры Центра Хруничева и НПО «Молния» предлагали создать многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя Ангара. По замыслу авторов, отработавший ускоритель должен был после отделения от космического аппарата автоматически возвращаться к месту старта и приземляться на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотник. Проект заинтересовал, в том числе, и зарубежных заказчиков, однако практической реализации не получил.
Права на данный материал
принадлежат Интерфакс-АВН
Материал размещен правообладателем
в открытом доступе